Экология Таджикистана: проблемы и перспективы
В советский период в Таджикистане интенсивно развивалась горная промышленность, металлургия и химическое производство. На севере страны добывали ртутно-сурьмяные руды, редкоземельные и радиоактивные металлы. В результате того что не принимались надлежащие меры экологической и промышленной безопасности, с тех пор накопилось большое количество заброшенных промышленных отходов.
В настоящее время идет работа по рекультивации заброшенных урановых рудников и хранилищ отходов рядом с городами Худжанд и Истиклол. На юго-западе страны расположены химические и металлургические заводы, которые в прошлом вызывали загрязнение вод, почв и атмосферного воздуха. Часть этих предприятий сменила профиль, другие модернизируют технологии. По сравнению с пиком производства в советский период, около 30 лет назад объем вредных промышленных выбросов сократился на 50–80%. Все новые крупные предприятия проходят процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и должны подготовить декларацию промышленной безопасности, что позволяет выбрать и согласовать оптимальные технологии и снизить риск для здоровья населения и окружающей среды.
Экологический кризис в наибольшей степени сказывается на условиях жизни сельского населения. Оно страдает от селей и наводнений, плохого урожая, вызванных загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием водных и земельных ресурсов. В сельской местности проживает три четверти населения, 81.5 % малоимущих жителей Таджикистана. От выращенных продуктов зависит питание почти 70 % сельских жителей. Деградация почвы и заболеваемость в результате загрязнения воздуха, воды, недоедание и однообразное питание – эти проявления часто втсречаются именно в сельской местности.
Имеются и экологические проблемы, вызванные углублением нищеты. При отсутствии каких-либо альтернативных вариантов сельское население начало обрабатывать земли с 30-40-градусным уклоном, что приводит к усилению эрозионного процесса, оползням и другим экологическим проблемам. Все это ведет к тому, что через 5-10 лет почти 50 % сельского населения окажется под экологической угрозой, так как почти половина сельской местности расположена у подножия гор, на склонах которых сейчас сельское население обрабатывает земли.
Бедность и загрязнение окружающей среды взаимосвязаны. Деградация природных ресурсов, имевшая место долгие годы в сельском хозяйстве, углубляет бедность сегодня, что в свою очередь, затрудняет восстановление базы сельскохозяйственных ресурсов. Чтобы выжить, сельское население сегодня вынуждено вести агрономически необоснованную хозяйственную деятельность. Например, в Фархарском, Московском, Восейском и ряде других южных районов Таджикистана выращивание урожая в течение более 5-6 лет на землях, не имеющих водоотводных дренажей, привело к повышению уровня грунтовых вод, что стало причиной подтопления жилых домов. Многие семьи вынуждены покидать свои дома. Это приводит к дальнейшей деградации земель и ухудшению условий жизни бедных слоев населения в Таджикистане.
Есть и антропогенные факторы, влияющие на это, — например, изменение порядка землепользования (превращение новых земель, покрытых растительностью, в сельскохозяйственные угодья), активная вырубка лесов, разбалансировка нашего климата в результате выбросов парниковых газов.
Помимо пыльных бурь, Душанбе страдает и от смога. Это явление связано с чрезмерным загрязнением воздуха промышленными предприятиями, транспортом, энергетическими объектами, в частности ТЭЦ, которые выбрасывают целый коктейль загрязняющих и ядовитых веществ в атмосферу. В столице из года в год увеличивается число автомобилей, которые являются основным источником загрязнения воздуха. Появление новых промышленных предприятий в черте города, работающих в том числе на самом грязном топливе — угле, масштабное строительство многоэтажных зданий, сокращение общей площади зеленых зон и насаждений — все это вносит негативный вклад в ухудшение качества воздуха в Душанбе.
Сегодня к примеру,леса занимают, по официальным данным, всего 3% территории Таджикистана, хотя около 100 лет назад этот показатель составлял 25%. С 1950 года заготовка древесины в Таджикистане была запрещена. Сегодня леса в республике ограничены маленькими островками в отдаленных и малонаселенных районах.
Проблема с топливом до сих пор не решена во многих отдаленных селах республики, где дрова, кустарники и другая биомасса продолжают оставаться основным энергетическим источником для отопления домов и приготовления еды. Более того, появились новые причины — растительность уничтожается в результате разработок новых месторождений полезных ископаемых, роста городов и сел и, соответственно, численности населения, интенсивного развития сельского хозяйства, слабого контроля со стороны природоохранных ведомств. Отмечу, что в условиях горного рельефа леса играют огромную роль не только с экологической точки зрения: многие сообщества и лесные хозяйства на местах сильно зависят от недревесной лесной продукции – сбора орехов, плодов, лечебных трав, пчеловодства и так далее.
Чрезмерная вырубка лесных ресурсов является главной причиной интенсивного развития эрозионных процессов. Образование оврагов, деградация почв и снижение их плодородия, стихийные бедствия (селевые потоки и оползни) — лишь некоторые примеры последствий вырубки лесов. На борьбу с ними государство и международные доноры затрачивают огромные финансовые средства. И, наконец, леса – естественные ареалы обитания большого количества диких растений и животных, многие из которых являются эндемичными видами. Наступая на последние уголки нетронутой природы, мы подталкиваем наше уникальное биоразнообразие к исчезновению и ставим под угрозу жизнедеятельность некоторых сообществ, которые все еще во многом зависят от лесов.
Стоит помнить, что естественное возобновление горных лесов почти не происходит, а для их восстановления требуются огромные ресурсы. Как, где и какими темпами идет или, наоборот, приостановлен процесс вырубки лесов, вам сейчас точно никто не скажет. В республике отсутствует эффективная системы сбора и обработки данных, качественные исследования в области лесного хозяйства за последние годы не проводились, а возможности заниматься всесторонним мониторингом состояния лесных ресурсов просто нет.
Создание зеленых зон в городе поможет снизить температуру воздуха на 2-8 градусов Цельсия в летний жаркий сезон — это особенно актуально для Душанбе. Деревья способствуют очищению воды и воздуха от загрязнений, предотвращают подтопление и эрозию почвы, отгораживая дома от близлежащих дорог и промышленных зон, деревья снижают уровень шума. Исследования подтверждают, что зеленые зоны и деревья в городах не только повышают качество жизни горожан, но и серьезно влияют на состояние их психики и самочувствия. Они делают горожан более счастливыми и восстанавливают наши силы, ведь зеленые зоны — излюбленное место для отдыха и вдохновения.
Угольные электростанции, ТЭЦ являются самым грязным производством электроэнергии на планете. Они выбрасывают углекислого газа больше, чем любой другой источник энергии. Оборудование по контролю за загрязнением может лишь сократить токсичные выбросы в атмосферу, но не решает всех проблем. К сожалению, зачастую компании и правительства ставят получение доходов выше вопросов здравоохранения или окружающей среды. Лица, которые принимают решения о развитии угольной промышленности, решают краткосрочные проблемы в экономике, передавая весь груз последствий таких решений в наследство новому поколению.
Масштабное развитие угольного сектора противоречит основным принципам Парижского соглашения по изменению климата, стороной которого является и Таджикистан. Соглашение призывает страны к «декарбонизации» своих экономик, что по большому счету означает отказ от ископаемого топлива. И несмотря на то что выбросы парниковых газов на душу населения у нас незначительны, властям следует осознавать, что для решения проблемы изменения климата требуются срочные и серьезные усилия всех сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата и Парижского соглашения. Вместо того чтобы подсаживаться на уголь и быть зависимым от него в течение нескольких десятилетий, нам стоит вкладывать средства в чистую, возобновляемую энергетику и программы по энергоэффективности.
Согласно существующим прогнозам, к 2030 году среднегодовая температура над большей частью Таджикистана может повыситься на 0,2-0,4 градуса Цельсия. Это вроде бы небольшая разница, но она может иметь далеко идущие последствия для республики. Существуют также сценарии, которые говорят о возможном повышении температуры в регионе Центральной Азии до 4 градусов Цельсия к концу XXI века. Климатические модели предрекают Таджикистану более жаркое и засушливое будущее. Будут наблюдаться существенные отклонения в интенсивности и распределении осадков, изменится формирование снежного покрова. Эксперты предрекают более частые экстремальные погодные и климатические явления, например, ливневые дожди или засухи, изменение режима стоков рек.
В зоне особого риска окажутся такие важные сектора экономики Таджикистана, как сельское хозяйство, гидроэнергетика и транспорт. Изменение климата влечет за собой серьезные последствия для сельскохозяйственных культур и производства продовольствия. Потепление может привести к новому распространению паразитов и болезней растений. Будет расти дефицит водных ресурсов, особенно в засушливых районах. Продовольственная безопасность может оказаться под угрозой. Непредсказуемость осадков и таяние ледников могут нанести ущерб и производству гидроэлектроэнергии, а экономика Таджикистана непосредственно зависит от гидроэнергетики. Из-за изменения климата и сокращения речных стоков в первую очередь могут пострадать малые ГЭС. Под ударом окажется ключевая инфраструктура, включая автодороги, линии электропередачи, системы связи.
Таджикистан уже сталкивается с такими проблемами, как, например, ухудшение состояния экосистем, деградация земель и увеличение стихийных бедствий. При этом наблюдается активный рост населения, который происходит в условиях ограниченных природных ресурсов, экономических и политических возможностей. Изменение климата может усугубить уже существующие проблемы, усилить неравенство в обществе, стать толчком для масштабной экологической миграции.
Давронзод Нигина,
редактор Радио «Садои Душанбе»